Должен ли ликвидационный баланс быть нулевым

10.02.2025
0
При ликвидации компании перед бухгалтером встает вопрос, как сформировать окончательную отчетность предприятия на финальном этапе, и должен ли ликвидационный баланс быть нулевым. Поговорим о содержании этого отчета.

Обязательно ли ликвидационный баланс должен быть нулевым

Получить ответ на этот вопрос можно, проанализировав положения ст. 63 ГК РФ и законов № 14-ФЗ от 08.02.1998 (ред. от 08.08.2024) и № 208-ФЗ от 26.12.1995 (ред. от 30.11.2024). Нулевым ликвидационному балансу быть не обязательно. Этот отчет может быть как нулевым (но в исключительных случаях), так и содержать сведения — оба варианта окончательного баланса приемлемы в зависимости от характера деятельности предприятия, полноты расчетов с кредиторами, наличия активов после завершения ликвидационного процесса.

По общему правилу, при ликвидации компании необходимо 3 раза обратиться в налоговую:.

  1. Уведомить о запуске процедуры ликвидации.
  2. Сообщить о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
  3. Завершить ликвидацию (составить ликвидационный баланс после расчетов с кредиторами) и внести в ЕГРЮЛ запись о том, что компания прекратила деятельность.

Если не пройти хотя бы один из 3-х этапов, ликвидацию компании не зарегистрируют.

Ликвидационный баланс формируют по завершении уплаты задолженности кредиторам. Если по итогам процесса ликвидации компанией оплачены все долги и не осталось имущества, то финальный баланс будет нулевым только в исключительных случаях.

Оставшееся после всех расчетов имущество — это активы, которые распределяются между учредителями после ликвидации. Но сначала определяется общая сумма капитала, которая должна быть распределена. Для этого нужно рассчитать размер чистых активов и сравнить их с уставным капиталом.

Так вот, на практике, составлением нулевого ликвидационного баланса обычно завершается деятельность некоммерческих предприятий (за исключением госкорпораций), потому что в них нет уставного капитала.

Однако, в коммерческих компаниях, согласно нормам законодательства РФ, всегда присутствует уставный капитал (УК), который никуда не исчезает в процессе ликвидации и должен фигурировать в ликвидационном балансе. Если после погашения кредиторской задолженности перед контрагентами у фирмы остались активы, их стоимость тоже необходимо указывать в соответствующих строках баланса.

Статья по теме: Расшифровка бухгалтерского баланса по строкам Бухгалтерский баланс представляет собой отчетную форму, в которой систематизированы и представлены все сведения о финансовом состоянии компании на определенную дату. Рассмотрим, какие строки содержит данный отчет. Подробнее

Любой баланс компании, ликвидационный или текущий, в первую очередь должен соответствовать требованиям закона РФ № 402-ФЗ «О бухучете» от 06.12.2011 и содержать достоверную информацию, т.е. отражать абсолютно правдивое имущественное и финансовое состояние фирмы на день ликвидации (письмо ФНС от 07.08.2012 № СА-4-7/13101). Об этом же напоминает ст. 17 закона № 402-ФЗ об особенностях отражения проводимых ликвидационных действий в последней отчетности компании.

«Принудительное обнуление», не соответствующее действительному положению дел фирмы, может спровоцировать отказ ИФНС в приеме отчетности и регистрации прекращения деятельности. Данные нормы говорят об ориентированности законодателей на ликвидационный баланс с показателями.

Образец оформления ликвидационного баланса ООО привели эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный демодоступ. Это бесплатно.

Как вносятся записи в ЕГРЮЛ при ненулевом ликвидационном балансе

Этот вопрос возникает при наличии финансовых показателей (УК и какие-либо активы) в ликвидационном балансе. Ответ на него таков: процедура регистрации ликвидации компаний производится в определенном порядке и регулируется гл. 7 закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 (ред. от 28.12.2024), который ни в коей мере не связывает ликвидацию с нулевыми балансовыми значениями и допускает прекращение деятельности компании с имеющимися стоимостными показателями.

Кроме того, п. 4 ст. 17 закона № 402-ФЗ от 06.12.2011, подчеркивая важность ликвидационного баланса, являющегося основой последней финансовой отчетности фирмы, допускает наличие хозопераций после его составления до даты внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ. 

Статья по теме: Увольнение при ликвидации предприятия Увольнение при ликвидации предприятия проводится строго в соответствии с установленными законодательными требованиями. Какими правами в этой ситуации обладают работники компании? Каким образом оформляется расторжение трудовых договоров? В этом материале даем инструкцию по увольнению в связи с ликвидацией по ТК в 2022 году. Рассказываем, как правильно его оформить и какие выплаты полагаются работникам, освобождаемым от должности. Подробнее

Итоги

Должен ли ликвидационный баланс должен быть нулевым ? Не должен, но может (только в исключительных случаях). На практике предприятия чаще формируют не нулевой ликвидационный баланс, потому что у них есть уставный капитал. Исключение - НКО (кроме госкорпораций). ИФНС принимает баланс со сведениями и нулевой, проверяя факт отсутствия задолженности перед внешними контрагентами и достоверность указанных в нем показателей.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере бухгалтерского учета, налогообложения, кадрового делопроизводства и трудового права. В 2010 году окончила Тюменский государственный университет по специальности «Экономист». Общий профессиональный стаж — с 2008 года, в том числе на государственной службе в налоговых органах. Автор публикаций по практическому применению бухгалтерского и налогового учета в России, кадровому делопроизводству, решению корпоративных и трудовых споров.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Бухгалтерская отчетность
Оставить комментарий